Страница регистрации для ucoz
06.08.2016
Именно так объяснял Бернард Шоу историческое значение творческой практики Поэла - протест против магии декораций, уготовивших Шекспиру «прокрустово ложе», возвращение к Шекспиру - поэту и драматургу. В 1923 году, вспоминая историю шекспировских постановок в Англии, Шоу отметил, что бунт против обстановочного, «оперного» Шекспира рано или поздно был неизбежен, первым его начал Поэл: «Без всякой помощи, в одиночку, понимаемый неверно или, что хуже, вовсе никем не понимаемый и осмеянный, человек небогатый и не имеющий денег на осуществление своих замыслов, он ухитрялся время от времени ставить спектакли, которые в лучшем случае были чрезвычайно интересны как режиссерские, так и постановочно, а в худшем - в них всегда можно было уловить своеобразие его замысла».
О том же не раз писал С В. Э., рецензируя спектакли «Общества елизаветинского театра» во второй половине 90-х годов. Он противопоставлял строгий метод Поэла расточительности спектаклей Генри Ирвинга. Как поступил бы Ирвинг, ставя, например, «Бурю»? - «На сцене водрузили бы дорогостоящий и нелепый корабль, а обиталище Ариеля лишили бы формы, воздуха, разнообразия, осветили бы электричеством и сделали бы деревянный пол». Поэл действовал иначе, обратившись к «Буре» в 1897 году: «Вон видите там хоры для певцов? Давайте поверим, что это корабль». Мы соглашаемся и верим. Хоры по крайней мере не пытаются обманывать нас; они обезоруживают критику, бесхитростно подчиняясь обстоятельствам, отдаваясь во власть нашего воображения». Объясняя, почему он предпочитает Поэла Ирвингу, С В. Б. приходил к общему теоретическому заключению: «Дело, разумеется, не в том, что человек в своем воображении всегда видит вещи живее и ярче, чем может представить их искусство. Вот страница регистрации для ucoz. Требуется очень высокое искусство, чтоб оно могло состязаться с картинами, создаваемыми воображением тогда, когда его стимулируют такие могучие силы, как материнский инстинкт, суеверный страх или поэзия Шекспира». Едва ли не первым С В. различил новаторский художественный эксперимент, выразив к нему собственное четкое отношение: лучше театральная условность, предлагаемая Поэлом, с ее призывом к активизации творческих способностей зрителей, нежели любая натуралистическая обстоятельность, в особенности же принявшая столь пышные, картинные формы, как это случилось в шекспировских спектаклях на английской сцене.