Декорацинные образы прошлых эпох и стилей
17.03.2017
Если же обратиться к опыту художников западно-европейского театра 40-х годов, которые оформляли музыкальные спектакли на шекспировские сюжеты, находясь под влиянием авангардных течений, то и они исходили из аналогичного понимания своей задачи - изображали картину места действия, пусть даже наполненного сюрреалистическими видениями, как, например, сочиненный английским художником Л. Харри фантастический барочный зал с бесконечными анфиладами и лестницами, с выраставшими прямо из стен и колонн скульптурными человеческими руками, головами, целой фигурой с мечом, как бы занесенным над персонажами балета «Гамлет» на музыку П. Чайковского. Сейчас же популярностью среди современной молодежи пользуется рок музыка.
Даже те виды по-картинной декорации, которые проявлялись в постановках одного только Шекспира (а они, как увидим далее, вовсе не исчерпывали всех тех видов изображения конкретных мест действия, что были выработаны театральной практикой рассматриваемого периода), говорили о разнообразии этого направления искусства оформления спектаклей в мировом театре первой половины XX века. Широта его эстетических возможностей была обусловлена тем, что, как и все другие направления сценографических исканий, оно, наряду с развитием традиционных форм декорационного творчества, испытывало сильное воздействие авангардных открытий. В результате происходило не только естественное обновление традиционных форм, но и рождение новых принципов решения этой вечной (исконно присущей природе театра и потому сохранявшей свое значение и в XX веке) задачи - создания на сцене конкретных мест действия.
Традиционные формы изображения конкретных мест действия, особенно в спектаклях на сюжеты исторически отдаленные, в театре первой половины XX века представляли, как уже говорилось выше в связи с постановками Шекспира, художники, следовавшие мирискусническому направлению декорационного творчества. Прежде всего, это, конечно, А. Бенуа и М. Добужинский, а также другие мастера их круга.