Туры в Египет
13.09.2016
Изобразительная «нейтральность» современных конструкций витража заставляет художника искать достаточно выразительный и острый композиционный ритм линий и цветовых пятен, способный контрастировать с жесткостью и «сухостью» силуэтов вертикальных опор и горизонтальных несущих членений витража и в то же время объединять все компоненты витража в единую плоскость. Эта последняя задача в старинных витражах очень часто решалась с помощью традиционного орнаментального «бордюра», обрамляющего витраж. Объединяя отдельные, самостоятельные изобразительные клейма окна в единую композицию, он замыкал эту композицию, отгораживая ее от стены. Возьмите туры в египет.
В настоящее время изобразительная поверхность витража, по-видимому, в силу особенностей ее современного композиционного разрешения, а также вследствие характера самой архитектуры, не требует специальных орнаментальных поясов для своего завершения и для перехода к стене (что, разумеется, не исключает возможности сплошь орнаментальных витражей). Однако это вряд ли дает повод говорить об исчезновении орнамента или пренебрежении им в современных монументальных тематических витражах: орнамент всегда был и остается тем внутренним тектоническим началом, без которого просто не мыслится подлинное искусство витража. В данном случае, вероятно, справедливее было бы говорить об известном видоизменении форм существования орнамента и его композиционной роли. Не случайно за последнее время утвердился термин «ковровая» композиция витража, да и вообще монументальной живописи. Под этим термином, надо думать, подразумевается как раз такая композиция, которая строится на достаточно сложном, чаще всего свободном равновесии элементов, орнаментально ритмически организованных, с введением значительного количества фигур и связывающих их декоративных мотивов.