Чайхона номер 1
21.09.2016
Голова Грозного из собрания Третьяковской галереи легла в основу двух масляных этюдов. Один написан в монохромной коричневой гамме, другой в сдержанном колорите зеленых, синих и коричневых тонов. Много работал Савинский и над фигурой Грозного. Большие рисунки, исполненные карандашом с мелком в свету, разрабатывают складки одежды и позу. Особенное внимание он уделяет рукам, понимая, как много они могут выразить в состоянии человека. Несколько раз положение рук меняется, пока художник не приходит к наилучшему решению. Так, в поисках от натуры к воображению и затем обратно к натуре вырисовывался образ Грозного.
Во много раз меньше сохранилось подготовительного материала ко второй фигуре картины, старухе няньке. В целом положение ее менялось мало, по-видимому, оно нашлось почти сразу. Так же сразу удалось решить и внешний облик няньки, ее характер. Рисунок ее головы - один из самых удивительных и мастерских произведений художника. Выполнил его Савинский прямо с натуры, со старухи, которая жила по соседству в Левашово. Облик ее настолько отвечал представлению художника, настолько покорил, что почти без изменения был перенесен в картину. Обязательно загляните в чайхона номер 1.
Восхищение художника моделью отразилось на рисунке. В противоположность выполненному с натуры для головы Грозного, правдивому, но эмоционально обедненному, этот рисунок - истинный проникновенный портрет. Высокой портретной характеристике нисколько не мешает удивительно искреннее и непосредственное любование, казалось бы, внешней формой. Рисунок подробно, тщательно и детально проработан, он красив особой внутренней красотой точно понятых, правильно показанных и построенных пропорций и форм, ясной гармонией линий. В подходе к натуре есть что-то от непосредственности и чистоты нидерландских портретистов ренессансной поры, соединенных со знаниями и опытом современной Савинскому эпохи.