Свадьба под ключ
17.10.2016
Играя пьяницу и ничтожество Мурзавецкого (Волки и овцы), Михаил Провыч Садовский искал, как обогатить и углубить этот характер. Садовский вспомнил Петеньку из Господ Головлевых Салтыкова-Щедрина. И нашел в обоих персонажах черты сходства. Оба последыши дворянской среды. Оба попали в жалкое, отчаянное положение. Взглянув на своего героя с позиций широкой гуманности, Садовский увидел в нем жалкую овцу, которую пожирают волки. Перед нами не только стремление раскрыть персонаж во всей его сложности, раскрыть объективно. Главное - по возможности оттенить в человеке человеческое, изобразить его не только жизненно, но и тепло, избежать карикатуры и шаржа. Подобная трактовка вполне в духе этического театра Островского с его отрицанием социального зла и гуманной трактовкой человека. Стремление раскрыть любимого автора, постигнуть и выразить его драматургию определило гамму красок актерской палитры этих мастеров. Они видели в Островском живописца человеческой природы. Сами будучи подобными живописцами, они вполне понимали его намерения. Если вы хотите, чтобы самое важное событие в вашей жизни прошло на ура, вам понадобится свадьба под ключ.
Постигая характер человека прошлого, они опирались на свое знание современного человека. Леонид Миронович Леонидов приводит такой разговор с О. О. Садовской:
- И как это вы, Ольга Осиповна, можете так играть? - А я не играю, милый мой.
- Да как же не играете?
- Да так. Вот я выхожу, да и говорю. Так же я и дома разговариваю.
- Да, но ведь, Ольга Осиповна, все ж это сваха.
- Да, батюшка, сваха.
- Да теперь и свах-то нет. Вы играете старое время. Как это вы можете?
- Да ведь, батюшка мой, жизнь-то наша, она завсегда одинаковая. Ну, нет теперь таких свах, так другие есть. Так и другая будет разговаривать, как она должна разговаривать. Ведь язык-то наш русский богатый.